В дискуссиях о выборах американского президента, почти незамеченным для российского наблюдателя прошли еще 4 штата успешно проголосовавших за легализацию марихуаны.
На самом деле, именно этот вопрос к нам имеет большее отношение, чем фамилия главы заокеанского правительства. Он о пространстве допустимых реформ.
Полвека, от той самой “войны с наркотиками” им.тов. Никсона, предполагалось ведь что тема даже не легализации марихуаны, а вообще каких-то на этом фронте послаблений - это вопрос из разряда проституции, абортов и возраста сексуального согласия.
Претендующему на избрание политику лучше об этом даже не заикаться. О наркотиках можно говорить языком усиления ответственности, пресечения трафика, строительства новых тюрем. Больше денег в бюджет DEA, больше идиотской социальной рекламы в эфир.
Ну вот бывают в публичной политике такие вопросы, где твои взгляды не имеют значения. Только в воображении отдельных публицистов на выборах голосуют “маргиналы” и “потребители пособий”. Реальный электорат развитых демократий - это люди среднего класса постарше среднего возраста. Если они думают что наркотики - угроза их детям и внукам, то ты просто идешь на фронт.
Сколько народу пересажали, сколько денег налогоплательщиков сожгли с 1970 года, с момента принятия Controlled Substances Act, сколько косвенного ущерба нанесли “войной с наркотиками” - уже никогда и никому не сосчитать.
Только с конца 90-х началось какое-то очень осторожное движение по штатам: декриминализация или легализация для медицинского употребления.
А с 2012 года штат за штатом стремительно легализуют траву. Причем, из 18 штатов, уже одобривших производство и продажу марихуаны, только в 4-х случаях это было сделано парламентом штата, т.е., обычным законодательным актом. Во всех остальных, легализация травы - результат референдума.
Это тот случай, когда вопрос, век свой казавшийся супертоксичным и совершенно неэлекторабельным - лично поучаствовал в 14-ти выборах за 8 лет и ни разу не проиграл.
Это вторая иллюстрация, после однополых браков, насколько представления о “норме”, “традициях”, “скрепах”, “предрассудках” в обществе могут быть преувеличены. Даже в таком обществе, как США, где действительно существуют богатые, влиятельные, организованные и очень громкие консервативные группы.
Почти в один момент, между 4-м и 12-м Айфоном, правила меняются на противоположные и общество, в целом, принимает это проще, чем пользователи Вконтакте ликвидацию стены. Никто, хоть в каком-то массовом порядке, не идет протестовать и не хватается по этому поводу за винтовку.
! Орфография и стилистика автора сохранены