В тоталитарных обществах и империях зла тоже не без добрых людей.
Я говорю не о беззаветных борцах с преступными властями, я о простых людях, которые в ситуации экзистенциального выбора предпочитают исполнить свой человеческий долг, отказавшись выполнять требование власти, даже если в повседневности они к этой власти вполне лояльны.
Заговорил я об этом потому, что сейчас в связи с отравлением Алексея Навального многие вспомнили о том, что есть врачи, которые остаются верны клятве Гиппократа вопреки приказаниям ее нарушить.
Коллизия, известная с древнейших времен, нашедшая отражение в классической греческой трагедии: выбор между верностью государству и зову совести.
В этих трагедиях герои (и героини) потому и герои, что подчиняются своей совести. Но именно поэтому трагедия и становится трагедией. В социальном плане ничем хорошим это для героя не заканчивается.
Зато зритель переживает катарсис.
Герой погибает, но жизнь продолжается.
И продолжается еще и потому, что большинство государственных служащих отнюдь не герои. И уж если выпало родиться в империи зла, то приходится выполнять преступные приказы.
Это, увы, касается и судей, и врачей, и учителей.
Но и жить без веры в то, что среди нас есть и герои, иногда очень скромные, остающиеся, несмотря ни на что, порядочными людьми, тоже невозможно.
Вот у меня и сочинилось однажды стихотворение об одной из вер, а точнее, о почти волшебной сказке, имеющей хождение в обществах не вполне свободных:
Прекрасней всех сказочных истин
при всей, так сказать, простоте
легенда о добром чекисте
и честном менте во Христе.
Пусть некуда, кажется, хуже
и воздух повсюду нечист,
но где-нибудь всё-таки служат
мент честный и добрый чекист.
Они, разумеется, между
нас водятся в образе грёз,
и, значит, не меркнет надежда,
что к ним попадёшь на допрос.