Начну издалека - с увиденной мельком в Фейсбуке (у кого-то из американских блогеров, даже не в ленте) истории из серии "Однажды в Америке после 20 января".
Некая радиостанция берет интервью у несчастной американки - арабской христианки.
Несчастной, потому что она-то американка, а вот ее родственники - нет, они хотели въехать в Соединенные Штаты, и все уже было договорено, и билеты были куплены - но случился всем известный указ Трампа...
И спрашивает ее журналист: а за кого вы голосовали? "За Трампа", - отвечает эта арабская дама.
То есть она отлично знала, что именно Трамп наобещал. Просто была уверена, что все будет не так быстро, да и билеты куплены. А вот уж когда ее родственники приедут, да в США осядут - вот тут все пускай и случится! И в отношении прочих беженцев пускай эти указы и действуют! В общем, "падающего толкни". И вот надо же было такому случиться - этим "падающим" оказалась она сама...
Если бы я в этот момент оказался на той самой радиостанции, то рассказал бы заплаканной американо-арабской даме схожую историю из жизни далекой от нее страны. Возможно, даже в утешение - людей определенного склада иногда утешают страдания дальних их, когда кому-то еще хуже.
В общем, в этой далекой от нее стране живет один кинорежиссер. Хороший режиссер, известный, талантливый и заслуженный. Даже не без некоторого (малозаметного, впрочем) фрондерства.
И тут эта держава взяла - да и аннексировала у соседней страны один полуостров. И надо было обеспечить поддержку аннексии интеллигенцией. Но тут ведь дело все-таки не принудительное: можно поддержать, а можно и отказаться, никто пистолет к виску не приставляет. Необязательно ведь выступать против, идти на пикеты/демонстрации. Но всяко можно просто промолчать - мол, из принципа никаких воззваний не подписываю, я - человек искусства, вне политики.
Да, все останется после этого, как было. Но не хуже.
А вот те, кто подписывает провластные бумаги - они рассчитывают на бонусы.
Наш герой взял - и подписал.
А в стране стоял тот еще шум. Реакция почувствовала - ага, наше время пришло! И слово "национал-предатели" было произнесено с самой высокой трибуны. И кто-то уже начал составлять списки "не тех" СМИ и "не тех" людей.
И вот среди всего этого жил и трудился режиссер. И не мог всего этого не слышать. Хотя бы о том, как на аннексированной территории арестовали по вздорному обвинению его коллегу.
Но он же - человек искусства! Он работал, он творил! И сотворил один исторический фильм. И был выпущен трейлер. И увидела этот трейлер экс-прокурорша, нынешняя депутатша с того самого полуострова. И очень он ей не понравился - нескрепный, не в духе реакционной политики. И пошла строчить бумаги экс-прокурорша, требуя запретить и наказать, ибо она почувствовала себя оскорбленной, хотя в фильме ее нет...
Вот эту историю я и пересказал бы арабской даме - ибо не одна она оказалась в глупейшей и банальнейшей ситуации: яма вырыта для других, а попал в нее сам вырывший... Не знаю, утешилась бы она, или нет - но стало бы понятно, что Подлость под ручку с глупостью интернациональны, для них границ не обозначено.
Да, я, разумеется, всецело за свободу творчества. Да, поддержка фильма "Матильда" - это борьба против реакции. Но вот сам режиссер Алексей Учитель вызывает не просто сострадание, а сострадание пополам с омерзением. Он - несомненный пример быстрого действия закона кармы: хотел аннексии чужого - оттуда тебя и приложит "скрепами" со всей силы.
! Орфография и стилистика автора сохранены