В конце апреля 2002 года президент Newsmax Corp. Крис Рудди послал меня — вместо себя! — на 3-хдневную конференцию активистов Республиканской партии в Вашингтоне. Я не имел никакого отношения к Республиканской партии (как и сейчас), но это было действительно интересно, так что я поехал.
У меня был разговор там с другим "активистом", очень информированным этническим украинцем. Он утверждал: "То, что мы (Украина) сейчас имеем, уже не армия, а просто сильно вооруженная полиция".
Кажется, в период 1992-2002, процесс уничтожения вооруженных сил Украины (ВСУ) был реализован более чем на 50%. А к концу 2013 года этот процесс был завершен по крайней мере на 90%. Возрождение ВСУ началось практически с нуля.
Как можно понять, этот процесс был действительно успешным: к середине 2016 года Украина получила хорошую оборонительную армию, способную держать удар — или даже прямое наступление (без массированного использования боевой авиации и ракет дальнего радиуса действия) — группировки путинских войск, скажем, в 100 000 солдат. Фронтовая активность ВСУ эффективно поддерживается работой восстановленного Укроборонпрома. И это в условиях, когда военные расходы РФ в 10-15 раз больше, чем аналогичные расходы Украины (смотрите цифры в предыдущей статье)!
С 1996 по 2004 год я работал в SAIC (Science Applications International Corp.), тесно связанной с Пентагоном; военный анализ (в первую очередь, анализ развития и модернизации Народно-Освободительной Армии Китая) составлял значительную часть моих аналитических отчетов. Это помимо участия в некоторых серьезных проектах Форта Ливенворт (Канзас), перевода китайских военных книг на английский язык и т.д. Я думаю, что мои выводы чего-то да стоят.
И я считаю также, что передача США современного оружия (в настоящее время почти недостижимого для Укроборонпрома) приведет к большому усилению военного потенциала Украины. И не я один так считаю.
18 сентября в Нью-Йорке президент Украины Порошенко заявил, на встрече с украинской общиной, что Украина по-прежнему заинтересована в том, чтобы Запад предоставил ее Вооруженным силам помощь в виде летального оружия и других (передовых) военных технологий. Он утверждал, что такая передача почти так же важна, как и укрепление расширением санкций против РФ. По его словам, украинская армия за последние 2,5 года доказала, что на нее можно положиться и ей можно доверять. "(Еще в июне 2016 г.) наши партнеры из США говорили, что по их 100%-ной информации 50% (офицеров) ВСУ коррумпированы, еще 50% — агенты КГБ. Но за последние два года Украина построила новую профессиональную армию, которая отвечает всем необходимым критериям". Порошенко добавил, что вряд ли агрессор прибегнет к открытому вторжению, если "рядом с Украиной, особенно в военном сотрудничестве, стоит весь (Западный) мир, включая США".
Признали ли западные политики эту реальность? Некоторые из них — да.
"Единственный способ завершения войны в Украине и разрешения конфликта в Донбассе — это поставки ВСУ (Западного) военного вооружения", — об этом заявил 19 сентября во время поездки на Донбасс к линии фронта депутат Европейского Парламента (ЕП) от Чешской республики Яромир Штетина.
По мнению Штетины, Минские договоренности изначально неэффективны. Он добавил, что против России необходимо усиливать санкции. Яромир Штетина — замглавы комитета ЕП по вопросам безопасности и обороны.
Конечно, передача летального оружия — и не только противотанковых ракет Javelin — должна быть начата как можно скорее. Здесь следует подчеркнуть, что американское вооружение и связанные с ним технологии по крайней мере на 10 лет впереди западноевропейских аналогов. Разумеется, нехватка смелости и политической воли в Вашингтоне должны быть устранены.
9 сентября 2016 года министры обороны США и Украины Эштон Картер и Степан Полторак подписали "Концепцию развития партнерства между Министерством обороны Украины и Министерством обороны Соединенных Штатов Америки на пятилетний период (2016-2020)". Согласно Полтораку, "она направлена на поддержку оборонной реформы Украины и позволит реализовывать программы двустороннего сотрудничества, передачи военной техники, материально-технических средств, предоставления услуг и подготовки личного состава".
Но новая концепция не означает автоматического запуска передачи летального оружия и соответствующих технологий из США в Украину.
Последнее: наиболее передовые информационные технологии должны занимать значительную часть "передаваемых пакетов". Это потому что в гибридной войне, которую ведет РФ, информационная составляющая занимает даже более важную роль, чем "чисто военная".
А теперь об экономике (в виде тезисов).
— В 2016 году, по предварительным данным, ВВП Украины увеличится на ~2% по сравнению с 2015 (это больше, чем предполагалось ранее), и, в текущих обменных курсах, может приблизиться к $95 млрд.
— В 2017 году ВВП Украины, по прогнозам экспертов, может дополнительно увеличиться на 3% и приблизиться к $100 млрд (для 2016 и 2017 годов, "ВВП" означает ВВП, произведенный на территории, контролируемой правительством Украины, без оккупированных Крыма и районов Донбасса).
— В 2013 году (последний стабильный год), ВВП Украины достиг $180 млрд. В 2014-2015 годах ВВП в текущих курсах упал вдвое (а) из-за физического падения ВВП в связи с агрессией РФ, включая потерю некоторых территорий и их ВВП, (б) из-за драматического падения обменного курса гривны (от 8 гривен за $1 в декабре 2013 года до 30 гривен за $1 в феврале 2015 года). Падение мировых цен на традиционные экспортные товары Украины и снижение по крайней мере на 80% (между 2013 и 2016 годами), очень значительной торговли с Россией также внесли свой вклад. Все же в 2016 году произошла стабилизация, а в 2017 году может начаться восстановление.
— Финансовая стабилизация стала важнейшим фактором общей экономической стабилизации. Она включает в себя стабилизацию обменного курса гривны (от 30-32 за $1 в феврале 2015 года до 25-26 за $1 в сентябре 2016 года) и рост золотовалютных резервов Украины от ~$6 млрд в феврале 2015 года до около $15 млрд в сентябре 2016 года).
— Комплексное развитие экономических и технологических связей с Китаем стало еще одним важным фактором экономической стабилизации и восстановления Украины. (Ряд новых существенных фактов в этой области, видимо, будет приведен в отдельной статье.)
Еще один момент.
По моим оценкам, борьба с коррупцией в Украине действительно имеет место, несмотря на все трудности. Только что Генпрокурор Ю. Луценко официально пригласили соответствующие структуры США в Украину, чтобы помочь Генпрокуратуре в борьбе с коррупцией!
И в заключение.
Возможен ли новый большой военный удар со стороны Путина с экономической точки зрения? Если базироваться на здравом смысле — нет. В конце концов ВВП РФ снизился в текущих обменных курсах (даже с аннексированным Крымом — как же Всемирный Банк и МВФ принимают такие данные?) от около $2200 млрд в 2013 г. до $1326 млрд в 2015 году и (оценки экспертов) до ~$1200 млрд в 2016 году. Вы видите, на каждый доллар потери ВВП Украины приходится не менее 10 долларов потерь ВВП РФ. Налицо прямая корреляция.
К сожалению, Путин и здравый смысл на практике не имеют почти ничего общего. Но все же будем надеяться.