С каждым днем, что мы приближаемся к краху, все чаще я встречаю на просторах сети подведение "итогов" эры нулевых. В большей своей массе они о цифрах, каких-то показателях, провалах и почти никогда о достижениях. Вся эта алхимия цифр она понятна, очевидна и в каких-либо доказательствах не нуждается – достаточно выглянуть в окно (или заглянуть на новостной сайт).
Меня же больше волнует то, что произошло с нами, с людьми. И как мне кажется в душах наших случились куда более серьезные и глубинные мутации, которые дадут еще о себе знать в полный рост для многих из нас.
Я не говорю о пропаганде, запудрившей мозги десяткам миллионов; я не говорю об инфантилизме, о котором блестяще было сказано Аркадием Бабченко, я говорю о куда менее заметном, но значительно более массовом явлении – цинизме.
Нулевые сложились так, что миллионы россиян, безотносительно ума, образования и воспитания, получили неожиданную возможность – "грести бабло". Каждый брал столько сколько мог и как мог. Кто кредитами, кто откатами, кто банальным воровством или мошенничеством, а кто и через бизнес, но гребли все, если называть "всеми" статистическое большинство. И вот народная присказка "из грязи в князи" неожиданно стала применима для каждого работоспособного россиянина.
В этом процессе не было (или почти не было) исключений – он коснулся всех и вся. Каждый почувствовал себя "состоявшимся", каждый по-своему, но все равно "состоявшимся", сделавшим свою жизнь своими руками.
Система, в которой нет и не было финансовой культуры, нет и не было культуры потребления; в которой все экономические успехи – это успехи "на росте" или на вхождении в новые рынки (ниши); эта система оказалось благодатной почвой для весьма нездорового цинизма. Повсеместного цинизма.
Им, цинизмом, стали прикрывать все: хамство, безответственность, авантюризм и, конечно, зашкаливающий эгоцентризм. Люди просто не уловили связи, между тем, что им внезапно упало в руки и тем, чего они в действительности достойны. В итоге, мы получили армию "успешных" и "состоявшихся" людей, убежденных в своих уникальных качествах, которыми на самом деле они вовсе не обладают.
Но, а такая прекрасная человеческая черта как скромность, вовсе стала позорной в глазах большинства. Да и среди интеллигенции вызывает немедленное желание приписать человека, ею обладающего, к лику святых, что лишь подтверждает ее вымирание.
Конечно, я не стал исключением и понимаю то, каким я был. Но обратить на себя внимание я смог лишь в эмиграции. Находясь в России, я просто не замечал, не чувствовал масштаба и глубины этого явления. Здесь же увидел и себя, и других.
Опознать недавно переехавшего русского – это задача для первого класса. Он тот, кто схватил Бога за бороду – он избранный и весьма одаренный. Он здесь (за пределами РФ) не просто так, "а потому что не лох, как те, кто остались" (цитата одного моего знакомого). Не особо общителен, часто трудно идет на контакт, почти всегда ковыряется в телефоне. Если же контакт сложился, то нужно понимать – вы ему, этому "хозяину жизни" неинтересны, это он вам делает одолжение, что снизошел до вас, дабы скоротать свое одиночество.
Мне жалко нас. И нет ни малейшего желания злорадствовать, когда я вижу, как люди ломаются. Это больно и не все готовы понять, что все что у них было есть удача на 90%; наш успех там (на родине) — это не наши заслуги, не наше усердие, не наша смекалка, а лишь неупущенный шанс оказаться в нужном месте, в нужное время. Если денег у человека достаточно, то европейское общество "обогащается" не слишком приятным во всех смыслах этого слова членом; если же ресурсы ограничены, то есть только один выбор: либо ты меняешься, подходишь к зеркалу и признаешься себе во многом, очень во многом; либо через какое-то время едешь на родину, откуда поливаешь грязью общество, где "мы никому не нужны".
Я не знаю другой такой страны, где цинизм был бы в моде, где быть циничным – комплимент. И сегодняшний русский цинизм – это явление воистину наше – отечественное, уникальное, вобравшее в себя всякую гадость, которая к цинизму то и не относится.
И не стоит думать, что другие этого не замечают. Многие с кем я общаюсь из иностранцев (хотя для них иностранец я конечно), отмечают, что мы русские "немного загордившиеся". Эх, да было б чем. Но он (цинизм) им (европейцам) не мешает, напротив, они им просто пользуются. Улыбка, комплименты – все для вас, вы главное платите. Так и живут такие русские в гостях, не на новой родине, а в гостях, где им рады, покуда есть чем платить.
Эмиграция – это прекрасный шанс найти себя заново. Ничто не мешает этому процессу. Но, к сожалению, далеко не все готовы к переменам не только вне себя, но и в себе.
Пара важных замечаний.
- Есть много исключений, есть много замечательных людей. Но их доля в общей массе лишь подтверждает наличие правила.
- Говоря "русские", я имею ввиду русскоговорящих, то есть и русских, и украинцев, и казахов и прочих.
- Да, в этом тексте я сделал непростительное количество обобщений.
! Орфография и стилистика автора сохранены