Все ведь очень просто, и я даже не вполне понимаю, о чем спор.
Но готов объяснить по пунктам.

1. Некое электоральное событие в Москве 8 сентября будет. Будут это выборы или не выборы — пока сказать сложно; ну то есть скорее всего не выборы, но вообще-то фиг знает. Главное, что

а) от нас это не зависит,

б) мы быстро узнаем, что это будет.

Дальше тоже все просто: в выборах участвовать надо, в невыборах участвовать не надо. А даже надо по возможности невыборы всячески срывать и так далее. Чтобы правильно решить, участвовать или срывать — надо уметь отличать одно от другого.

2. Чем отличаются выборы от невыборов я много раз писал, вот ссылка на самый подробный пост на эту тему. Если лень читать, напомню самое главное: "выборы" — это не то же самое, что "день голосования", "честные выборы" — это не то же самое, что "правильный подсчет голосов в день голосования". Выборы — это допуск кандидатов, отсутствие административного давления, отсутствие "каруселей" и нагонов и т.д. Честные выборы — это дебаты, равное информирование избирателей, равные агитационные возможности и т.д. Вот честных выборов не будет точно, это уже свершилось по факту балагана с их назначением, с тем, что один из кандидатов будет работать "и.о.мэра", тем, что у одного из кандидатов была возможность влиять на дату назначения выборов и начать подготовку заранее. Ну этим нас не удивишь, честных выборов в России не было по крайней мере с 1993 года. А вот про просто выборы мы все поймем очень скоро — по факту регистрации кандидатов. Точнее, кандидата. Алексея Навального.

3. Потому что если Навального зарегистрируют, то дальше уже неизбежно будет что-то похожее на выборы. Все-таки это Москва: толпы журналистов, толпы гражданских активистов в комиссиях в качестве членов УИК с правом решающего голоса, толпы наблюдателей и всего остального: 4 марта 2012 года (особенно в сравнении с 4 декабря 2011 года) было показано, что в Москве прямо фальсифицировать стало трудновато. Нет, конечно, ничего невозможного нет — но все-таки это уже некий геморрой для Кремля. А что для Кремля геморрой — то для страны глоток свежего воздуха.

4. Фактор Москвы вообще очень важен. В стране, по большому счету, осталось четыре электоральных события, которые действительно важны: выборы Президента, Госдумы, мэра Москвы, и Мосгордумы. И не надо себя обманывать. Вот есть опыт Парнаса, который убился, напрягся, вложил огромные ресурсы, преодолел барьер и провел одного депутата в городскую Думу Барнаула. И? Кому от этого стало лучше? Скажем честно: ровно одному человеку, депутату городской Думы Барнаула, да и то не факт. (Я его не знаю, если это честный и достойный человек, то после избрания ему стало житься хуже, это я по себе могу сказать). Другое дело — серьезный результат на выборах мэра столицы или серьезная фракция в Мосгордуме. Оппозиционный мэр Москвы — вообще ломает всю конструкцию власти; даже больше, чем факт прохождения оппозиции в Госдуму.

5. Москва! Ради чего, в конце концов, мы агитировали и готовили тысячи наблюдателей, сами ходили и наблюдали, а потом убеждали наблюдателей записываться в УИКи? Ради чего требовали возврата выборов (тех же губернаторских)? Много раз говорилось: ресурсов очень мало, их надо экономить, концентрировать... Правильно! Но ради чего, если не ради таких выборов, как выборов мэра Москвы? Ради какого еще такого светлого "потом"? Или вот: ради чего был КС, если не ради того, чтобы сказать свое веское слово, выдвинув единого кандидата именно в такой момент?

6. При этом все слова про экономию ресурсов остаются в силе. Это сложно, но очень важно: вовремя остановиться. Выборы мэра Москвы — персональные выборы, тактика "за любого другого, кроме" здесь не работает. Если нет кандидата, за которого нельзя проголосовать, не зажимая носа, значит нельзя голосовать. Значит, это не выборы. Значит, надо пытаться их срывать — и, кстати, определенный ресурс для этого есть, взять тех же членов УИК с ПРГ, сколько их? Тратить время, силы, нервы на выяснение отношений между жабами и гадюками, давать себя самим обмануть всякими там Прохоровыми и Митрохиными — это значит лишь себя не уважать.

7. Навальный, конечно, не станет мэром Москвы. Скорее всего, не допустят: ускорят уголовное дело, найдут ошибки в документах, или еще что придумают. Или снимут по ходу кампании. Или нагонят достаточно дворников автобусами. Да и деньгами завалят кампанию, из каждого чайника будет Собянин, а Навальному бы на пару газеток насобирать. Да и, в конце концов, он не целковый, чтобы всем нравиться — за Собянина куча народу проголосует вполне искренне. Ну а если случится чудо из чудес, и выиграет — то уже 9 сентября мы узнаем, что он еще что-нибудь украл. Мэр Москвы А.А.Навальный — это самое страшное, что сейчас может случиться с Путиным, и уж конечно все ходы записаны и достаточное количество запасных сценариев подготовлено.

8. Навальный, конечно, не станет мэром Москвы. И что с того?

9. Выборы — это мобилизация. Выборы — это раскачивание лодки. Выборы — это то, из чего вырос протест 2011/12 годов. Выборы — это то, что заставит шулеров и жуликов врать и подличать на глазах у каждого москвича, и откроет глаза на происходящее в стране еще какому-то количеству людей. Выборы дадут очень многим активистам, истосковавшимся по возможности приложить свои усилия к чему-то реальному, сделать это. Вне зависимости от результата. Но, опять же, только если это будут выборы.

10. (Личное). А еще Алексей Навальный — мой друг, и я очень-очень не хочу, чтобы он сидел в тюрьме. (Как и все другие невинные люди, которые сидят в тюрьме, или кому она угрожает). И пусть он даже займет второе место, набрав честные, но безнадежные 20% какие-нибудь там, но это будет уже очень важно, потому что в тюрьму его посадить будет гораздо сложнее. Все-таки даже по Первому каналу сложно объяснить, как приговор политику, составляющему основную конкуренцию власти и пользующемуся поддержкой миллионов людей, может быть неполитическим. Мне вот уже ради этого хочется все бросить и поехать на ближайшие три месяца в Москву, помогать чем могу.

Резюме.
Ситуация уникальна: в Москве, возможно, будут выборы, а у гражданского общества есть кандидат, который далеко не всем нравится, но является очевидным и признанным лидером протестного движения, и, что еще более важно, очевидным и признанным символом протестного движения. Москвич. Политик до мозга костей. Более того — один из двух политиков в стране.

Эту уникальную ситуацию надо разыграть. Алексею следует выдвинуться и попытаться зарегистрироваться, причем максимально простым способом: никаких подписей, только от партии, от какой — вообще без разницы. Почему так? Минимизировать затраты ресурсов на том этапе, когда мы еще не понимаем, будут в Москве выборы, или же будут невыборы. Как только его зарегистрируют или откажут, мы поймем.

Если откажут — не дать себя обмануть и запутать. Выборов не будет.
Если не откажут — бросать все, и помогать, кто чем сможет и как сможет. Это наш шанс.

P.S.: Иван Давыдов написал все то же самое, только гораздо талантливее и короче.

Леонид Волков

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены