Ушедший год показал: идея единой Европы в Старом Свете сейчас не в фаворе. Брюссель не может, а большинство стран-членов блока попросту не хотят претворять в жизнь политику жесткой национальной экономии. Протесты против затягивания поясов вылились в масштабные демонстрации на улицах европейских столиц, а в странах PIIGS так и вовсе привели к смене правительств. Новичок среди неблагонадежных стран — Италия, доходность чьих бондов побила летом исторический рекорд и показала всем пример того, как надо действовать в кризисных ситуациях. Невиданные бюджетные сокращения были приняты в рекордные сроки, невзирая на недовольство граждан. Правда, в итоге Берлускони пришлось передать свой пост видному экономисту Марио Монти, но коллапс был остановлен. Теперь Берлускони сосредоточился на своем самом любимом после политики занятии — музыке, а нынешнее правительство страны продолжает взятый им курс на экономию. Эксперты говорят, многим следовало бы поучиться у Рима, особенно Афинам.
Американский политолог Маркус Элейсон рассуждает: "В этом году греки продемонстрировали миру полное непонимание современных экономических реалий. Люди выступали против отмены изначально завышенных зарплат госслужащим, против ликвидации огромных премий — они столько лет жили за счет Евросоюза, а теперь возмущаются, что за все приходится платить? Не чудо же их должно было спасти".
Чудо, которое по современной греческой мифологии находится на берегах рек Шпрее и Сена, и вправду не торопилось. Дуумвират Меркель — Саркози, метко окрещенный европейскими СМИ Меркози, под конец года явно выдохся и больше не демонстрировал былого энтузиазма в деле сохранения единого экономического пространства. Еще бы — с внутренними проблемами бы совладать. Партия канцлерин "ХДС" проиграла все муниципальные выборы, рейтинги Сарко тоже оставляют желать лучшего. Да и вообще в Европе в прошедшем году явно набрало силу националистическое движение: началось все с хороших результатов правых партий на местных выборах (Финляндия, Франция), а закончилось трагедией на Утойе.
Электорат дал явный сигнал: хватит кормить неимущие страны за наш счет. И его пожелания были услышаны — на декабрьском саммите тандем Меркози обнародовал план по спасению Европы. По сути, предложение дуэта — это не что иное как закрепление Маастрихтских критериев, согласно которым дефицит бюджета не должен превышать трех процентов от ВВП страны. Исполнение критериев было добровольным, и за ним никто не следил, а теперь Меркель и Саркози предлагают ввести штрафные санкции за превышение, отправлять национальные бюджеты на одобрение в Еврокомиссию и отказаться от помощи частных инвесторов. Скептики называют это германизацией экономики Старого Света, предрекают катастрофу и обращают внимание на Исландию и Ирландию, которые благополучно выходят из периода стагнации, при этом сохраняя относительную финансовую самостоятельность. Сторонники плана упирают на то, что необходима жесткая фискальная политика — даже такой локомотив, как ФРГ, не вытянет в одиночку все страны-должники. Как бы то ни было, ясно одно:
в наступившем году судьба Европы будет вершиться не в Брюсселе, а в Берлине.
Не лучшим образом дела складывались и в Новом Свете. Первую половину года мир затаив дыхание следил за очередным витком американской драмы под названием "повышение госдолга". Как утверждает политолог Эрика Струзман: "Обаме пришлось играть незавидную роль в этом "театрализованном представлении". Всем было заранее понятно, что за повышение потолка госдолга не проголосовать нельзя. Но республиканцы, тем не менее, упирались до последнего. И делали это намеренно". Масла в огонь подлили и рейтинговые агентства. Standard and Poor’s понизило кредитный рейтинг Штатов с AAA до AA+, но два других ведущих агентства — Moody’s и Fitch сказали, что никаких причин для волнения у кредиторов нет. Впрочем, основного кредитора эти заявления не утешили. Китайские СМИ, в том числе и на государственном уровне, до сих пор наперебой пишут о "безответственности" политиков из Вашингтона. И по большому счету они правы — страна, которая выкупила облигаций США больше, чем на триллион долларов, имеет право знать, когда и как получит свои деньги назад. Индия на информацию о снижении рейтинга отреагировала так же нервно, в то время как Япония, являющаяся вторым крупнейшим мировым кредитором США, и Южная Корея отнеслись со сдержанным спокойствием. "Доверие к американским государственным казначейским обязательствам и отношение к их инвестиционной привлекательности с нашей стороны не изменится после этого события", — заявил представитель японских властей.
Вторую половину года США провели еще веселее. К обвинениям со стороны кредиторов в безответственности прибавилось протестное движение "Захвати Уолл-стрит".
Демонстрации быстро набрали популярность по всей стране и даже за ее пределами: аналогичные выступления проводились в Англии, Германии, Испании и даже Южной Корее. Месседж недовольных прост: все мировые богатства сосредоточены в руках одного процента населения, а остальные 99 процентов, по сути, прозябают в бесправности и нищете. Им навязывают кредиты, им навязывают финансовую политику, их душат налогами и вообще не дают спокойно жить. Поэтому необходимо срочно все перераспределить, построить более справедливую экономическую модель, и тогда всем будет счастье. Правда, как именно это сделать, протестующие не знают. Ни одного связного предложения по улучшению жизни на планете от "захватчиков" так и не поступило. Несмотря на то, что в ход шли самые невероятные идеи: начиная от повсеместного уничтожения двигателя внутреннего сгорания и заканчивая запретом доллара.
Справедливости ради стоит отметить, что о несовершенстве доллара в роли главной мировой валюты в прошедшем году говорили не только маргиналы. Об этом заявляли и такие воротилы финансового мира, как глава Всемирного банка Роберт Зеллик. По его словам,
миру стоило бы задуматься о том, чтобы вернуться к золотому стандарту и привязать курсы крупнейших мировых валют к драгоценному металлу.
Однако, по мнению банкира, основную угрозу для мировой стабильности сейчас представляют не США, а Европа. "Сейчас мы находимся на ранней стадии нового, совершенно другого кризиса. Он не похож на то, что было в 2008 году", — заявил Роберт Зеллик в интервью австралийской The Weekend Australian. Всему виной оказалась "слишком свободная" кредитно-денежная политика руководства развитых стран. Они злоупотребили своими финансовыми возможностями, беря все новые кредиты. Причем стало заметно это, по мнению Зеллика, исключительно в течение последних недель. До этого особых проблем не было. Мировая экономика стабильно восстанавливалась после кризиса 2008 года, а США и Европа боролись за темпы роста.
Между тем, считает Зеллик, обращать внимание надо было не на это, а на то, как справиться с кризисом. У европейских лидеров, по словам главы Всемирного банка, есть все необходимые рычаги для того, чтобы предотвратить коллапс, однако по разным причинам они их не используют. Кто-то боится падения рейтингов перед выборами из-за принятия непопулярных мер экономии, кто-то не хочет ронять престиж страны, кто-то просто-напросто не понимает всей серьезности сложившейся ситуации. Ряд шагов по борьбе с задолженностью проблемных стран в зоне евро, как правило, делались "на день позже", и в результате рынки опасаются, что власти ЕС не могут решить проблему или движутся в правильном направлении.
Единственная, пожалуй, отрада для финансовых рынков в прошедшем году — это экономика развивающихся стран.
Прежде всего речь идет о странах БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Конечно, и здесь не обошлось без потрясений: негативную реакцию у инвесторов вызвало желание Владимира Путина идти на президентские выборы в 2012 году. Многие ключевые показатели после этого известия продемонстрировали падение. Однако вкладчики понимают: развивающиеся рынки — это всегда сверхприбыли, конечно, с определенной долей риска. Поэтому можно утверждать, что в 2012 году все большее количество инвесторов начнет вкладываться в нашу страну в том числе. Это, конечно, если доблестное правительство РФ не упустит такую возможность. Пока что все складывается благоприятно: буквально на днях были пересмотрены рейтинги 9 стран еврозоны, высших кредитных оценок лишились Франция и Австрия. Похоже, ЕС и США окончательно перестают быть "тихой гаванью" для вложений — их финансовая стагнация в этом году будет только усиливаться. А значит, бизнесмены будут выводить свои активы в более перспективные страны, и не исключено, что Россия окажется в числе самых популярных направлений.
Вы можете оставить свои комментарии здесь